«Высочайше утверждено» 8 декабря 1884г.
Успехи воспитанников в науках проистекают: от простого страдательного запоминания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей; а, следовательно, и должны быть оцениваемы, сколько можно приблизительным к тому образом. Этот
всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателя от той
односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников
одного и того же курса между собой; он определяет правила для единого
суждения в разные времена и в разных местах.
Пять степеней для сего принимаемых, разграничиваются следующим в том образом.
1-я степень: успехи слабые
Ученик
едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных
способностей, требуемых для успехов в оной, или потому, что совершенно
не радел при наклонности к чему-либо иному.
2-я степень: успехи посредственные
Ученик
знает некоторые отрывки из преподанной науки: но и те присвоил одною
памятью. Он не проник в ее основания и в связь частей, составляющих
полное целое. Посредственность сия может происходить от некоторой
слабости природных способностей. Особливо от слабости того
самомышления, которого он не смог заменить трудом и постоянным
упражнением. Отличные дарования, при легкомыслии и празднолюбии, влекут
за собой то же последствие.
3-я степень: успехи удовлетворительные
Ученик
знает науку в том виде, как она была ему преподана, он постигает даже
отношение частей к целому, в изложенном ему порядке, но он
ограничивается книгою или словами учителя, приходит в замешательство от
соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец. Чтобы он сблизил
между собой отдаленнейшие точки, даже выученное он применяет не иначе
как с трудом и напряжением.
На
сей-то степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели
самомышлением, но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту
степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что
ученик, достигший оной, действительно бывает в состоянии следовать за
дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. При том
и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто
среди этой, даже механической работы.
4-я степень: успехи хорошие
Ученик
отчетливо знает преподанное учение. Он умеет изъяснить все части из
начала, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины
как обыкновенным случаем.
Тут
действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным
выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения
препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны, и то
правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень
силы, за которую черту при всех напряжениях придти невозможно.
5-я степень: успехи отличные
Ученик
владеет наукою: весьма ясно и определенно отвечает на вопрос, легко
сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения с
проницательностью, довольно изощренно упражнением разбирает новые и
сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места,
где сомневаться, и что можно возразить против теории. Это показывает,
что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоянием, что
уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности, и
что размышления при помощи чтения книг, к той науке относящихся,
распространили познания его далее, нежели позволяло не редко
одностороннее воззрение учителя на вещи. Только необыкновенный ум, при
помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а,
следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую
высоту в области знания.
|